Содержание материала

Коммуникации. Вертикальная планировка.

Благоустройство

Прокладка транспортных и пешеходных коммуникаций на промышленном предприятии осуществляется в соответствии со ' схемой организации технологического процесса, зонированием по величине грузооборота, по трудоемкости производств, при соблюдении принципов разделения грузовых и транспортных . потоков и модульной координации территории предприятия. / Вид транспорта выбирают в зависимости от характера, габаритов и массы перемещаемых грузов. 0 При большом объеме перевозок, в частности, на предприятиях металлургии, машиностроения, широко используют железнодорожный транспорт нормальной колеи (1520 мм). Железнодорожный транспорт надежен, имеет большую грузоподъемность, но его существенный недостаток — малая маневренность, вызванная ограничением радиусов поворота и уклонов. Ввод железнодорожного транспорта следует, как правило, проектировать в крайний от угла пролет, чтобы избежать потерь территории на криволинейных участках. Минимальное расстояние от оси железнодорожного пути до здания следует принимать равным 3,1 м при отсутствии выходов из зданий и 6 м при наличии выходов из здания со стороны пути. ф Автомобильные дороги на предприятиях проектируют по тупиковой, кольцевой или смешанной системе. Применение тупиков требует устройства площадок для разворота размерами не менее 12X12 м или петлевых разворотов. Ширина проезжей части магистральных проездов 3 или 6 м, подъездов к зданию 4 м. Ширина проезжей части автомобильной дороги с двусторонним движением не менее 6 м. Минимальный радиус закругления внутризаводской автодороги — 20 м. При ширине здания до 18 м к нему должен быть обеспечен подъезд пожарных автомашин с одной стороны по всей длине здания, при ширине здания более 18 м — с двух сторон. К зданиям площадью более 10 га или шириной более 100 м должен быть обеспечен подъезд пожарных автомашин со всех сторон. С этой целью допускается использовать специально укрепленные участки спланированной территории в местах, где устройство постоянной автодороги у здания не требуется.

Минимальное расстояние от бортового камня или кромки укрепленной обочины автомобильной дороги до здания следует принимать равным 3 м при длине здания более 20 м и отсутствии въезда со стороны дороги и 8 м при наличии въезда в здание. В проезде между зданиями следует размещать, как правило, одну автодорогу, кроме случаев, когда устройство двух параллельных автодорог в разных уровнях вызвано крутым рельефом. Ширину проезда принимают минимально необходимой для прокладки дорог и коммуникаций, но не меньше требуемой по условиям пожарной безопасности и санитарным нормам. Шириной проезда принято считать расстояние между крайними разбивочными осями зданий, ограничивающих проезд, ф Современные предприятия имеют развитую сеть инженернотехнических коммуникаций, включая линии электроснабжения, связи, водопровода, канализации, тепло-, газо-, паро-и воздухопроводы, пневмо-и гидротранспорт и т. д. Трассировка инженерных коммуникаций осуществляется в соответствии с модульной координацией территории предприятия. Инженерные коммуникации следует размещать так, чтобы их обслуживание, ремонт, замена не препятствовали нормальному функционированию транспортной сети предприятия, не затрудняли пешеходное движение и в наименьшей степени нарушали благоустройство территории. Запрещается вести бесканальную подземную прокладку коммуникаций под дорогами, тротуарами, под полосами посадки деревьев. Наиболее целесообразно для этих целей использовать полосы под газонами, которые можно с относительно небольшими затратами восстановить после ремонтных работ на вскрытых подземных коммуникациях. Пересечения коммуникаций с автомобильными дорогами и железнодорожными путями следует производить под углом, близким к 90°.

Следует стремиться к совместной прокладке различных инженерных коммуникаций в подземных каналах с обслуживанием через смотровые колодцы и на специальных эстакадах (рис.1.5).

Сплошную вертикальную планировку территории следует проводить только на площадках предприятий с высокой плотностью застройки и большой насыщенностью дорогами и инженерными коммуникациями. В остальных случаях вертикальная планировка должна быть выборочной. Спланированная поверхность площадки предприятия должна иметь уклон не менее 0,003 и не более 0,05 для глинистых грунтов, не более 0,03 для песчаных и вечномерзлых грунтов, не более 0,01 для лёсса, мелких песков. При размещении предприятия на более крутых участках следует выполнить специальное террасирование площадки и принять соответствующее объемно-планировочное решение строящегося комплекса (рис. 1.6).

Уровень полов первого этажа должен быть, как правило, выше планировочной отметки примыкающих к зданию участков не менее чем на 0,15 м, а отметку пола подвальных помещений желательно принимать выше уровня грунтовых вод не менее чем на 0,5 м. Следует учитывать возможность подъема грунтовых вод во время эксплуатации предприятия.

При расположении заглубленных помещений ниже существующего или ожидаемого уровня грунтовых вод следует предусматривать дополнительную усиленную гидроизоляцию помещений или водопонижение. В районах вечной мерзлоты мероприятия по вертикальной планировке следует проводить так, чтобы не вызвать оттаивания грунтов. С этой целью желательно максимально сохранять естественный растительный и почвенный покров, не допускать сброса поверхностных вод в пониженные места, выполнять в случае необходимости насыпи по естественному почвенному слою.

На генеральном плане предприятия должны быть показаны естественные и планировочные («черные» и «красные») отметки земли по углам проектируемого здания, а также абсолютная отметка пола первого этажа.

Рациональное размещение проектируемого здания на рельефе достигается, когда направление горизонталей соответствует направлению длинной стороны здания. ф Благоустройство территории предприятия включает разбивку газонов, посадку деревьев и кустарников, организацию мест для отдыха на открытом воздухе, спортивных площадок, размещение малых архитектурных форм, средств наглядной агитации, устройство пешеходных тротуаров, площадок для индивидуального транспорта. Зеленые зоны на территории предприятия улучшают его архитектурно-художественные качества, создают условия для эффективного отдыха на открытом воздухе во время внутрисменных и обеденных перерывов, улучшают микроклимат и служат защитой от неблагоприятных климатических воздействий, от распространения производственных вредностей.

Минимальную площадь озелененных участков на предприятии следует принимать из расчета 3 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене. Из условия повышения плотности застройки площадь озелененных участков не должна превышать 15% территории предприятия.

Наиболее активно используется озеленение в предзаводских зонах, вдоль основных пешеходных магистралей, у административно-бытовых корпусов (рис. 1.7).

Все свободные участки, не имеющие твердого покрытия, полосы вдоль ограждения предприятия рекомендуется использовать для разбивки газонов, что позволяет защитить поверхность земли и избежать пылевыделений. Минимальные расстояния между зданиями и зелеными насаждениями принимают равными: 5 м — до осей стволов деревьев и 1,5 м — до кустарников. На предприятиях, где отсутствуют интенсивные пылевыделения и выделения аэрозолей, в качестве элементов благоустройства используют декоративные бассейны, фонтаны, дождевые устройства. На участках, расположенных с наветренной стороны по отношению к источникам вредных выделении, размещают площадки для отдыха на открытом воздухе и для занятий спортом. Площадки для отдыха должны быть из расчета до 1 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене.

Размеры спортивных площадок: для игры в баскетбол — 28X16 м; волейбол — 24X 15 м; бадминтон — 15X8 м; городки — 30X 15 м. Спортивные площадки и места для отдыха следует размещать вблизи столовых и бытовых корпусов, чтобы обеспечить их использование во время обеденных перерывов. Тротуары предусматривают вдоль всех магистральных и производственных дорог, а также вдоль проездов при интенсивности движения по ним более 100 чел. в смену. Ширину тротуара принимают из расчета 0,75 м на каждые 750 чел., работающих в наиболее многочисленной смене, но не менее 1,5 м.

На участках с малой интенсивностью пешеходного движения ширину тротуаров допускается уменьшать до 1 м. Расстояние от края тротуара до оси железнодорожного пути нормальной колеи принимают не менее 3,75 м, а при условии перевозки по пути горячих грузов — не менее 5 м. Расстояние от края тротуара до края автодороги — не менее 0,8 м.

Допускается размещать тротуар вплотную к проезжей части автодороги на реконструируемых предприятиях. На участках значительного скопления людей, у проходных, административнобытовых зданий выполняют мощеные площадки из расчета 0,15 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене, посещающего проходную или административно-бытовое здание.

На предзаводской площадке размещают стоянки для автомашин личного пользования из расчета 10 мест на 100 работающих в двух наиболее многочисленных сменах и стоянки мотоциклов и велосипедов из расчета 100 мест на 1000 работающих. Площадь одного места для стоянки автомашины принимают равной 25 м2, мотоцикла — 8 м2, велосипеда — 0,9 м2. Если режим работы предприятия допускает, то целесообразно устраивать стоянки для велосипедов в глубине территории, непосредственно у цеховых бытовых помещений. Такое решение поз воляет существенно сократить время, затрачиваемое работающими на перемещение по территории предприятия.

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставлять комментарии